Футурология религии

Футорология религии

Перед человечеством всегда стоял и теперь стоит вопрос не только определить историю, становления и существования того или иного явления, но и обусловить его дальнейшую судьбу. Такие же задачи стоят и перед религией, и множество людей, начиная с выдающихся богословов и кончая атеистами, по-разному решали будущую судьбу религии.

Но чтобы перейти к анализу, нужно определить термин «футурология».
Термин был введен в научный мир немецким социологом О. Флехтхоймом в 1943 г., как альтернатива марксистско-ленинского понимания будущего, дальнейшая судьба футурологии развивалась и в широком, и в узком понимании этой проблемы.

Широкое понимание футурологии охватывает перспективы всех процессов, связанных с деятельностью человеческого общества. В узком смысле футурологию часто отождествляют с прогнозированием сугубо социальных отношений. Отдельную группу в прогнозировании занимает религия.

Необычное влияние на развитие футурологии сыграл Римский клуб, по инициативе которого началось глобальное моделирование первоисточников развития человечества на основе использования ЭВМ. Несмотря на то, что футурология очень молода, но она имеет древнюю предисторию. Если взять за пример Библию, в ней утверждается извечный характер религии, такого же мнения придерживались и представители патристики — Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, Тертуллиан, И. Дамаскин и др.. 

Их поддерживали видные деятели эпохи средневековья — Фома Аквинский, Григорий Палама, представители протестантской мысли МЛютер, Ж. Кальвин. Количество людей, которые стояли на позициях богословской мысли, можно продолжать, но и сегодня знакомясь с различной литературой, можно утверждать, что несмотря на разное восприятие Бога, догматические и другие различия, все они сходятся на том, что религия имеет вечный характер. Близкой к богословской позиции были взгляды таких философов, как Сократ, Платон, Кант, Гегель, Соловьев.

Диаметрально противоположную позицию занимала большая группа людей, которая указывала на исторические рамки существования религии. Эти позиции были заложены в античном мире и развиваются в современных условиях. Назовем наиболее известных представителей этого ответвления футурологии: Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар, Дж.Бруно, Спиноза, Маркс, Энгельс, Ленин, Рассел, Камю, Сартр, французские просветители XVIII в. 

И хотя они очень отличались постановкой вопроса о существовании Бога, религии, но в основном делали вывод об исчезновении религии в процессе прогрессивного развития человечества. Если посмотреть литературу, которая издавалась в СССР, то она изобиловала однообразием. Религия возникает на определенном этапе развития общества, выполняет свою миссию и должна исчезнуть по мере роста свободы людей и с развитием демократии. Поэтому ни в словарях, ни в энциклопедиях, издававшихся в то время, мы не находим таких понятий, как «футурология религии», «прогнозирование религии», «будущее религии».

Мировые религии

Попробуем объективно ответить на вопрос — исчезнет ли религия в будущем? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. История свидетельствует, что очень часто атеисты говорили о ее исчезновении в ближайшее время, а теперь говорят о ее глубоком кризисе.

На самом деле кризис переживают отдельные религиозные направления, другие виды религии активизировались; появляются новые религиозные течения, которых не было в нашей стране. Это так называемые неорелигии, а также нетрадиционные направления в христианстве, буддизме, синкретические религии — Бахаизм. Поэтому нет причин и думать, что в XXI в. буддизм, христианство и ислам исчезнут.

атеизм

Что же учитывают те ученые, которые хотят вожделенное выдать за действительное, когда ведут разговор об отмирании религии в обозримом будущем? Одним из сильных и постоянно воспроизводимых источников религии является небывалый эффект материального преобразования людьми природы и общества.

Рост власти над миром уже угрожает существованию самого человека и земной жизни. Но общество пока не в состоянии остановить переработку земных недр, океана, околоземного пространства. Поэтому есть постоянные причины консервации религиозного сознания, как у малообразованных, так и высокообразованных жителей планеты.

Основная проблема науки — устранить влияние действий ученого на полученные им знания, отстоять в теории образ природы. Далеко не всегда это удается, наука связана не только с истиной, но и с ошибками, иллюзиями, а потому постоянно пересматривает свои фундаментальные теории. Значительная часть их продукции не находит практического решения. Эта неопределенность науки подвергается критике религией и церковью, которые сомневаются в принципиальной способности человека верно прочесть «Книгу природы».

В свою очередь, религия связана с иррациональной и отчужденной стороной человеческой практики, которая делает их страдающими и слабыми существами. И именно эту сторону проблемы постоянно воспроизводят в человеческой деятельности, так как трактовка человека, как раба высших сил, правомерна, хотя и однобокая.

В восточных религиях страдания абсолютизируется, христианство же оставляет некоторую часть свободы. Таким образом, получается, что наука ориентируется на силу, а религия на слабость человека, а это, в свою очередь, является необходимостью порождения противоположности научной и религиозной картины мира и человека.

Религия и Наука

Сегодня, как и в прошлом, основные споры науки и религии ведутся по трем основным направлениям: происхождение Вселенной, жизни на Земле и человеческое сознание. Пока ни одна из них не поддается решению, хотя наукой выработано ряд концепций происхождения Вселенной, земного и космического происхождения жизни, труда как причины происхождения человеческого общества и сознания.

Итак, основа для острых дискуссий будет существовать еще долго. Мир бесконечен. Многие его явления остаются пока непонятным: НЛО, телекинез, телепатия и т.д.. Они и притягивают к себе спекулятивное внимание лжеученых, вызывают нездоровый ажиотаж публики. Использование научно-технического прогресса в ущерб человечеству вызывает все больший протест народных масс, которые иногда вступают форму глухого раздражения против науки и ученых, ослабляют веру в возможность разума познать законы природы и общества.

Мистицизм растет не только среди рядовых людей, но и в среде ученых. Например, по данным американской прессы в США за последние 10 лет количество ученых, которые верят в сверхъестественные явления, удвоилось. В нашей стране феномен верующего ученого требует изучения.

За недостаточно убедительными аргументами получается, будто искусство, наука, мораль и другие формы общественного сознания не имеют границ развития, а религия непременно исчезает потому, что потребность в ее функции ослабевает. Но действительность говорит о другом. В связи с формированием нового глобального политического мышления видим попытки богословов создать новую мировую религию.

Например, Чен Фучен, житель Тайваня, с 1969 г. распространяет неоконфуцианство, созданное им из элементов христианства, буддизма и конфуцианства. Его последователи сегодня уже есть во многих странах. Таким образом, религия угасает в одних конкретных формах и воспроизводится в других. Вера, как известно, мобилизует нашу волю, направляет ее на достижение цели, не дает возможности поддаться отчаянию, наполняет решимостью.

Когда же исходить из реалий нашей жизни, трудно поверить, что в ближайшем будущем народные массы превратятся в счастливых, здоровых и довольных хозяев своей судьбы, перестанут чувствовать сильную потребность в утехах, жалости, в заполнении одиночества, иллюзиях.

Человек не может полностью оставить иллюзии. Они, в том числе и религиозные, играют не только отрицательную, но и утверждающую роль в жизнедеятельности индивида и общества. Любой, даже наиболее последовательный атеист не свободен от многих иллюзий, как негативных, так и положительных.

Следовательно, нет объективных факторов, которые бы в будущем привели к полному исчезновению религии. Напротив, анализ существующих религий говорит о том, что идет интенсивный процесс модернизации религии через возвращение ее к человеку, к общечеловеческим ценностям. Поэтому существование религии в XXI в. — это неоспоримый факт.

Трудно сказать, какие формы будет иметь религия, каким образом действовать, но генезис религии как социально-исторического феномена дает возможность утверждать, что основные свои функции религия будет выполнять и в новом тысячелетии. Ответить на вопрос о дальнейшей судьбе религии с позиций объективного анализа невозможно.