Шаманские захоронения

Шаманские захоронения

Шаманские захоронения
Многочисленные случаи заставляют предполагать, что мистическая сила, которая сосредотачивается в местах захоронения шаманов, обладает чем-то вроде интеллекта. Она отзывается на смиренные мольбы о помощи, Она восприимчива к ритуалам покаяния, и Она же может страшно отомстить за причиненные оскорбления.

Шаманов хоронили тремя способами: подземным, воздушным, или сжиганием. Сжигание было редким явлением, но все же было. Подземные захоронения активно распространились с приходом русских колонизаторов и приходом христианства. Воздушный тип захоронения – самый древний.

И тому есть причины. Во-первых, суровые морозы и вечная мерзлота превращали землю в ледовый сплошной монолит, в котором очень проблематично вырыть могилу. На ряду с этим мизерная плотность населения и окружение огромных лесов без всяких санитарных проблем позволяли размещать в них одинокие захоронения, которые буквально «тонули» в тайге.
Вторая причина – это языческие традиции. Они практиковались у всех сопредельных северо-восточных и северных народов.
С русской колонизацией, православные священники начали требовать «христианских погребений». С приходом советской власти похороны в земле окончательно узаконили.

Но так как шаманы были основным проявлением традиционной культуры, то для них сохранилась традиция воздушного погребения. Поэтому, обнаруженные в тайге сегодня древние арангас, можно предположить со стопроцентной уверенностью, что это захоронение принадлежит удаганке или ойууну. Однако шаманские захоронения требуют к себе почтительного отношения независимо от того, какого типа применено захоронение.

Отдельные арангасы до наших дней сохранились еще и потому, что выполнялся довольно строгий обряд перезахоронения шаманов, особенно если он был великим. Останки любого из них покоились в арангасе, пока он естественным образом не разрушался. Но сибирская лиственница на удивление прочная, она может удерживать арангас больше 100 лет. В таком случае, потомки совершали перезахоронение согласно обряду ровно через один век.

От поколения к поколению передавалась необходимая информация, чтоб не прозевать важную дату. Второй раз шамана перезахороняли опять же через 100 лет, а если арангас разрушался, то раньше. В третий же раз останки уже предавались земле. Потомкам шамана приходилось внимательно мониторить состояние воздушного арангас, принося подарки каждый раз. В то же время не беспокоили его без надобности.